Безопасная эксплуатация грузо-подъемных машин

Какими приборами и устройствами безопасности оснащаются грузоподъемные машины и их назначение?

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины оснащаются предохранительными и сигнализирующими приборами и устройствами, служащими для автоматической остановки механизмов и самой машины при подходе рабочих органов и частей машины к крайним рабочим положениям, а также в случае перегрузки машины или снятия напряжения.

Грузоподъемные машины с электрическим приводом оснащаются концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы перед подходом их к упору. Механизм подъема должен быть остановлен до того, как расстояние между грузозахватным органом и упором стрелы будет не менее 200 мм. Остановка механизма передвижения крана или его тележки производится в обе стороны при подходе их к крайнему положению или подходе одного крана к другому на одном крановом пути, причем двигатель должен отключаться до упора. Краны стрелового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности, краны мостового типа оборудуются такими ограничителями, если по технологии производства не исключается их перегрузка. Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %. При наличии на кране двух механизмов подъема (главного и вспомогательного) оба они оборудуются концевыми выключателями.

Для предупреждения опрокидывания на стреловых и башенных кранах устанавливаются ограничители грузоподъемности и грузового момента, автоматически отключающие механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10 %.

Краны должны снабжаться электроблокировкой люка, с помощью которой автоматически снимается напряжение с открытых токоведущих частей. Обычно для этого используются простые конечные выключатели. На козловых и мостовых кранах эти устройства устанавливаются на люках выхода из кабины, на дверях в торцевых ограждениях галерей входа в кабину. Блокировка устанавливается для того, чтобы исключить работу крана при открытой двери.

Во всех схемах управления двигателями на кранах мостового типа предусмотрена нулевая блокировка. Она позволяет включать линейный контактор и подавать напряжение к контроллерам, если они находятся в нулевом положении. Если это условие окажется невыполненным и какой-либо из контроллеров не будет поставлен в нулевое положение, то линейный контактор в защитной панели не включается, Нулевая блокировка служит для исключения самовключения механизмов крана. Грузоподъемные машины снабжаются сигнальными приборами — электрическим звонком (сиреной)/который должен быть хорошо слышен при выполнении работ. При устройстве сигнального прибора, приводимого в действие из кабины крана, чаша звонка обычно располагается снаружи,- под полом кабины. В этом случае должна быть исключена возможность случайного падения чаши звонка на пол. Обычно это обеспечивается за счет закрытия чаши звонка сеткой, которая, не снижая эффекта сигнала, гарантирует безопасность.

Одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные машины,— защитное заземление. Это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Для удержания от перемещения под сильным напором ветра краны снабжаются противоугонными устройствами. По принципу действия устройства делятся на остановы, при помощи которых затормаживаются неприводные ходовые колеса или ходовые тележки, и на рельсовые захваты, которые накладываются на головку рельса и закрепляются при помощи винтов. По принципу приве дения в действие эти устройства делятся на ручные и механические (полуавтоматические и автоматические).

Для обеспечения надежности работы захватов необходимо, чтобы подкрановые рельсы содержались в чистоте, а в пазах рельсов не было посторонних предметов. Замыкание автоматических захватов регулируется так, чтобы в нормальных условиях они вступали в действие после полной остановки крана. В противном случае возможны резкие толчки и сотрясения крана при остановке, а также поломка или преждевременный износ захватов.

Чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну или в другую стороны более чем на. 360°, что вызовет обрыв проводов, передающих электрический ток на электродвигатели, на нем устанавливается ограничитель поворота вращающейся части крана. Ограничитель устанавливается только в том случае, если передача электроэнергии на вращающуюся часть крана осуществляется не кольцевыми токоприемниками, а гибкими проводами, находящимися в металлическом шланге, одни концы которых закрепляются на ходовой раме или портале крана, а другие на поворотной части.

Для обеспечения безопасной работы на автомобильных кранах их оснащают следующими дополнительными приборами: указателем грузоподъемности, ограничителем вылета, указателем наклона крана, сигнализаторами АСОН и СКМ-3, ограничивающими зону работы крана.

Смотрите также:
Какими приборами и устройствами безопасности оснащаются грузоподъемные машины и их назначение?
Какие требования предъявляются к приборам и устройствам безопасности?
Какими приборами и устройствами безопасности оснащаются грузоподъемные машины неэлектрического привода и их устройство?
Как проверяются приборы и устройства безопасности грузоподъемных машин неэлектрического привода?

Rambler's Top100