Безопасная эксплуатация грузо-подъемных машин

Как и в каких случаях проводится техническое освидетельствование?

Грузоподъемные машины (краны) во время эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному (через 12 месяцев) и полному (не реже одного раза в 3 года).

Полное техническое освидетельствование кранов должно производиться также после капитального ремонта крана, установки вновь - полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, замены крюка, механизма подъема, ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов или узлов.

После замены грузовых, стреловых и других канатов, а также в случае их перепасовки проверяется крепление их концов и производится их обтяжка рабочим грузом. При полном техническом освидетельствовании производятся осмотр крана, статическое и динамическое испытания.

При частичном освидетельствовании испытание крана грузом не производится.

При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, Приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Особенно тщательно осматриваются металлоконструкции крана и его сварные соединения на отсутствие трещин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограждений, крюк и детали его подвески, крепление канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления. Проверяются также состояние заземления электрического крана, соответствие массы противовеса и балласта, состояние крановых путей.

Статическое испытание крана производится нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность, при этом проверяется прочность всех элементов и устойчивость стреловых кранов. Статическое испытание стрелового крана производится в положении стрелы, соответствующем наибольшей грузоподъемности, то есть при минимальном вылете. При испытании стрела устанавливается в положение наименьшей устойчивости, груз поднимается на высоту 200—300 мм.

Статическое испытание козлового и мостового кранов производится при установке их над опорами крановых путей, а их тележек (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему, прогибу фермы. Груз поднимается на высоту 200—300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. У козлового крана с консолями отсутствие остаточной деформации проверяется как при установке тележки между опорами крана, так и при установке ее на консоли. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания грузом, кран не должен допускаться в работу до выяснения причин деформации. Динамическое испытание крана производится нагрузкой, на 10% превышающей грузоподъемность. Это испытание можно выполнить рабочим грузом путем поднятия и опускания последнего на небольшую высоту. Одновременно проверяется действие всех механизмов. У кранов, имеющих два и более механизмов подъема, испытанию подлежит каждый из них. Динамическим испытанием заканчивается техническое освидетельствование, результаты которого заносятся в паспорт крана за подписью лица, проводившего освидетельствование. Здесь же записывается право на дальнейшую эксплуатацию (при удовлетворительных результатах испытаний) и срок следующего освидетельствования.

Статическое и динамическое испытание грузом редко используемых грузоподъемных машин производится не реже одного раза в 5 лет.

К редко используемым относятся краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и другие грузоподъемные машины, используемце только при ремонте оборудования. Отнесение кранов к категории редко используемых производится по согласованию с органами технического надзора.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин с испытанием грузом производится после монтажа, вызванного установкой машины на новое место работы, ее реконструкции, ремонта металлических конструкций ее с заменой расчетных элементов или узлов, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема, смены крюка (крюковой подвески).

После замены стреловых, грузовых и других канатов, а также после их перепасовки (установки вставок стрелы и т. п.) техническое освидетельствование производить не следует, но необходимо тщательно проверить правильность запасовки и надежность крепления канатов, а также произвести обтяжку их рабочим грузом. Указанная работа- может быть возложена на лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводят инженерно-технические работники, осуществляющие надзор за кранами при участии лиц, ответственных за их содержание в исправном состоянии. Инженерно-технические работники по надзору выдают разрешение на дальнейшую работу крана.

Статическое и динамическое испытания кранов мостового типа, предназначенных для обслуживании гидро- и теплоэлектростанций и подстанций, могут производиться с помощью специальных приспособлений, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза. Приспособление позволяет производить динамическое испытание механизма подъема под нагрузкой в пределах не менее одного оборота барабана. Такое испытание кранов должно производиться согласно инструкции, разработанной владельцем крана.

Испытание под нагрузкой механизма передвижения необязательно.

Все грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах технического надзора, но регистрируемые на предприятии или стройке, подлежат обязательному техническому освидетельствованию.

Смотрите также:
Какова цель технического освидетельствования?
Как и в каких случаях проводится техническое освидетельствование?

Rambler's Top100