Безопасная эксплуатация грузо-подъемных машин

Каковы основные производственно-технические данные грузоподъемных машин?

Основные производственно-технические данные грузоподъемных машин следующие:

грузоподъемность Q — масса наибольшего допустимого груза для заданного вылета. Грузоподъемность стреловых кранов зависит от вылета, максимальная (имеется в виду предельная масса груза, разрешенная к подъему данным краном) — при наименьшем вылете. По грузоподъемности стреловые самоходные краны общего назначения делятся на девять размерных групп, соответствующих ряду грузоподъемностей;

грузовой момент М — произведение величины .вылета на соответствующую ей грузоподъемность. У многих башенных кранов грузовой момент на различных вылетах принимается постоянным. Поэтому при уменьшении вылета в два раза грузоподъемность удается повысить также в два раза;

вылет Z — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка (расстояние от оси вращения до оси, проходящей через центр тяжести поднимаемого груза); длина стрелы /с — расстояние между центрами осей пяты стрелы и головных блоков. От длины стрелы и угла ее наклона к горизонту зависит вылет и высота подъема крюка;

высота подъема крюка Н — расстояние по вертикали от уровня кранового пути до центра зева крюка, находящегося в верхнем рабочем положении. При наличии подъемной стрелы высота подъема крюка устанавливается в зависимости от вылета: максимального Н1 и минимального Н2 (рис. 13) либо приводится в виде графика в зависимости от вылета; глубина опускания h — расстояние по вертикали от уровня кранового пути до центра зева крюка, находящегося в нижнем рабочем . положении;

диапазон подъема Д — расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочим положениями грузозахватного органа;

Основные параметры кранов

колея К — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути или расстояние между осями колес ходовой части (для кранов на пневматическом или гусеничном ходу); пролет мостового крана — горизонтальное расстояние между осями рельсов кранового пути; высота кранового пути — расстояние по вертикали от верхней плоскости головки рельсов кранового пути до отметки пола;

база В — расстояние между осями передних и задних ходовых тележек или колес;

задний габарит I — наибольший радиус поворотной части крана (поворотной платформы или противовесной консоли) со стороны, противоположной стреле. Расстояние А (см. рис. 13) для обеспечения просвета, безопасности между краном и зданием для кранов с поворотной башней принимается на 1 м больше величины заднего габарита;

скорость подъема (опускания) груза V — скорость вертикального перемещения груза;

радиус закругления R — наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути. Это бывает, когда краны обслуживают зданий сложной конфигурации; конструктивная масса крана — масса крана без балласта и противовеса (топливо, масло и вода отсутствуют);

общая масса — полная масса крана с балластом и с противовесом;

производительность — количество грузов, перемещаемых краном в единицу времени. Производительность измеряется в тонно-часах при перемещении штучных грузов и в метрах кубических в час или тонно-часах при перемещении сыпучих грузов либо суммарная жилая- площадь, построенная с помощью крана в год (тыс. м3/год), суммарная масса грузов, перемещаемых или смонтированных краном в год (т/г.од). Производительность кранов определяется также и по количеству циклов в час и месяц. Рабочий цикл крана.— совокупность рабочих и холостых операций, в результате которых совершается один подъем груза. К рабочим операциям крана относятся зацепка груза стропами, зацепка его на крюк, подъем и горизонтальное перемещение erо, спуск к месту назначения, укладка или установка в рабочее положение, удержание монтируемых деталей для закрепления их на месте и отцепка крюка, а к холостым — все работы, которые выполняются краном без груза.

Индекс, присваиваемый стреловым самоходным кранам — сокращает наименование каждой модели крана. Причем стреловым самоходным кранам, выпускаемым заводами Минстройдормаша, присваивается индекс, состоящий из двух букв и четырех цифр, которые пишутся после букв через дефис. Буквы КС означают «кран стреловой самоходный общего назначения». Цифры, которые пишутся после букв, характеризуют основные данные о кране.

Первая цифра указывает размерную группу крана, то есть его грузоподъемность (1—4 т; 2—6,3 т; 3—16 т; 4—16 т; 5—25 т; 6— 40 т; 7—63 т; 8—100 г, 9 — свыше 100 т).

Вторая цифра, указывает тип ходового устройства крана (1— гусеничное, 2 — то же, с увеличенной поверхностью, 3 — пневмоко-лесное ходовое устройство, 4 — ходовое устройство на специальном шасси автомобильного типа, 5 — шасси грузового автомобиля, 6 — трактор, 7 — прицепнре ходовое устройство).

Третья цифра указывает вид исполнения подвески стрелового оборудования (6 — подвеска стрелы гибкая, 7 — подвеска стрелы жесткая, 8 — телескопическая стрела).

Четвертая цифра указывает порядковый номер модели крана. Например, кран с индексом КС-2561 расшифровывается так: 2 — кран второй размерной группы, то есть грузоподъемностью 6,3 т, цифра 5 указывает на ходовое устройство крана — специаль-ное шасси автомобильного типа, цифра 6 свидетельствует о том, что подвеска стрелы гибкая (на канате), цифра 1 — на порядковый номер модели крана с механическим приводом. После цифр в индексе иногда ставят буквы, которые обозначают очередную модернизадию крана (А, Б, В...), и климатическое исполнение (ХЛ — северное, Т — тропики, ТВ — тропики влажные).

Смотрите также:
Каковы основные производственно-технические данные грузоподъемных машин?
Что такое устойчивость крана и как она рассчитывается?
Что приводит к опрокидыванию крана?

Rambler's Top100