Безопасная эксплуатация грузо-подъемных машин

Что такое устойчивость крана и как она рассчитывается?

Во время работы кран подвергается действию различных сил, которые стремятся изменить его нормальное рабочее положение на опорах. К таким силам относятся: масса консольно расположенных частей (стрелы, противовеса и стрелового расчала), ветровая нагрузка, масса поднимаемого груза, динамические нагрузки, возникающие при резком пуске и торможении механизмов и при движении крана по неровному пути и др.

Устойчивость рассчитывается для следующих случаев: при действии груза (грузовая устойчивость, рис. 14, а), при отсутствии груза (собственная устойчивость, рис. 14, б, в), при внезапном снятии нагрузки на крюке (обрыв груза, рис. 14, г), при монтаже или демонтаже крана.

Устойчивость крана определяется для более неблагоприятных условий его работы. Так, при расчете грузовой устойчивости крана предполагают, что он поднимает груз Q, равный грузоподъемности крана на данном вылете, при этом груз имеет максимально возможную площадь; ветровые нагрузки рабочего состояния Wp действуют со стороны противовеса, кран стоит на уклоне а (в сторону груза). При проверке собственной устойчивости крана считают, что на кран действуют ветровые нагрузки нерабочего состояния в сторону противовеса WH и кран стоит на уклоне (в сторону опрокидывания) без груза. Для проверки устойчивости при внезапном снятии нагрузки считают, что кран располагается на уклоне-в сторону опрокидывания, нагрузка на крюке принимается направленной вверх, а ветровая нагрузка рабочего состояния Wp направлена со стороны стрелы.

Устойчивость крана

В соответствии с ГОСТ 13994-81 проверяется устойчивость:

грузовая

грузовая устойчивость крана

собственная

собственная устойчивость крана

при внезапном снятии нагрузки

устойчивость крана при внезапном снятии нагрузки

где Мо, Мнwр, МнwH — опрокидывающие моменты относительно ребра опрокидывания соответственно от массы груза, динамических нагрузок и от ветровой нагрузки рабочего и нерабочего состояния; Му.д — удерживающий момент относительно ребра опрокидывания от силы тяжести крана; QH — нормативная составляющая массы груза; pQ — расстояние от точки подвеса грузового полиспаста до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания. Опрокидывающий момент от массы поднимаемого стреловым краном груза тем больше, чем больше масса груза и вылет крюка от ребра опрокидывания. Под ребром опрокидывания р понимается грань опорного контура, относительно которой силы стремятся опрокинуть кран. Для рельсовых кранов ребро опрокидывания принимается. по центрам ходовых тележек. Go — нормативная составляющая массы крана; Ьк — расстояние от центра масс частей крана до вертикальной плоскости, проходящей через ребро опрокидывания.

Коэффициент устойчивости К представляет собой отношение удерживающего момента к опрокидывающему

Коэффициент устойчивости

Коэффициент грузовой устойчивости, то есть' отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого массой всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровая нагрузка, инерционные силы, возникающие при пуске или торможении механизмов подъема груза, поворота и передвижения крана) и влияния наибольшего допустимого при работе крана уклона, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же ребра, должен быть не менее 1,15. Коэффициент грузовой устойчивости, определяемый как отношение момента, создаваемого массой всех частей крана без учета дополнительных нагрузок и уклона пути, к моменту, создаваемому рабочим грузом, должен быть не менее 1,4.

Согласно вышеприведенным правилам собственная устойчивость крана определяется как отношение момента, создаваемого "массой всех частей с учетом уклона пути в сторону опрокидывания относительно ребра опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, принимаемой по ГОСТ для нерабочего состояния крана относительно того же ребра опрокидывания- Собственная устойчивость определяется при наиболее неблагоприятном положении крана относительно действия ветровой нагрузки.

Смотрите также:
Каковы основные производственно-технические данные грузоподъемных машин?
Что такое устойчивость крана и как она рассчитывается?
Что приводит к опрокидыванию крана?

Rambler's Top100