Безопасная эксплуатация грузо-подъемных машин

Что приводит к опрокидыванию крана?

Случаи опрокидывания кранов — это, в основном, следствие неправильной эксплуатации. Перегрузка кранов и их опрокидывание происходят главным образом потому, что на крюк крана подвешивают груз неизвестной массы (лесоматериалы, тара-с бетоном, кирпич, немаркированные железобетонные изделия, немаркированная тара для транспортирования сыпучих грузов и растворов) или стрела с грузом опускается за пределы допустимого вылета.

Опрокидывание крана из-за перегрузки свидетельствует о неудовлетворительном содержании приборов безопасности и уходе за ними, о незнании или нарушении машинистами и стропальщиками производственных инструкций. В большинстве случаев перегрузка кранов не сразу приводит к опрокидыванию, а лишь через некоторое время, когда кран или стрела начинает двигаться и возникает дополнительное воздействие динамических нагрузок. Обычно начало падения крана совпадаете приближением стрелы к положению наименьшей устойчивости, то есть когда стрела находится перпендикулярно к продольной оси самоходных кранов или крановым путям башенных кранов.

Для того чтобы вывести кран из устойчивого положения, тре-.буется воздействие постоянных динамических нагрузок, так как кратковременные нагрузки не представляют большой опасности. Установлено, что динамическая нагрузка, достигающая 50 % v.-ac-сы груза, соответствует статической перегрузке не более 16 %'. Стреловые краны, рассчитанные на устойчивость с запасом 40 %, можно считать безопасными от воздействия динамических толчков. В то же время восприятие металлоконструкциями кранов переменных по величине, нагрузок в виде динамических толчков может привести к появлению усталостных трещин и разрушению конструкций.

К опрокидыванию кранов часто приводят неисправность кранового пути, неподготовленность площади или чрезмерное увеличение-опрокидывающего момента в результате действия ветровой нагрузки. Обычно подъем грузов кранами разрешается при ветре силой до 6 баллов (до 10—12 м/с).

Большую опасность представляет возможность угона башенных или козловых кранов ветром. В этом случае кран движется с большой скоростью, при подходе к концу пути ударяется о тупиковый упор и опрокидывается. Поэтому башенные и козловые краны в этих случаях должны быть закреплены на месте противоугонными рельсовыми захватами.

Условия устойчивости кранов ухудшаются, если он будет стоять под уклон. Поэтому необходимо обеспечить горизонтальность основания (пути) в пределах, установленных паспортом или инструкцией по эксплуатации крана. Увеличение опрокидывающего момента может быть вызвано мгновенным сбрасыванием груза (при небрежной обвязке груза стропами, выскальзывании груза из строп, отрыве легкого груза из-под завалов или примерзшего к земле), подтаскиванием груза с косым натяжением каната. Особую опасность представляет подтаскивание груза, находящегося на возвышении. Поэтому подъем и опускание груза любым стреловым краном при косом натяжении каната категорически запрещается.

Смотрите также:
Каковы основные производственно-технические данные грузоподъемных машин?
Что такое устойчивость крана и как она рассчитывается?
Что приводит к опрокидыванию крана?

Rambler's Top100